Светский взгляд на практику Тонглен

Практикуя Тонглен самостоятельно и в группе, в разных формах и с разным содержанием и глубиной, постепенно проникаешься глубиной и мудростью метода замещения, как с духовной точки зрения, так и с точки зрения профессионального психолога или нейропсихолога.

Одной из сильнейших, глубоких и ведущих к удивительным результатам, в Буддизме является практика «Тонглен» (замещение) (http://vbuddisme.ru/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%BD).

Практикуя Тонглен самостоятельно и в группе, в разных формах и с разным содержанием и глубиной, постепенно проникаешься глубиной и мудростью метода замещения, как с духовной точки зрения, так и с точки зрения профессионального психолога или нейропсихолога.

Вообще, я бы сказал, все буддийские практики в том или ином виде работают с преобразованием ума, то есть эго, ощущения отдельного «я». Даже простая медитация, кажущаяся поначалу игрой в прятки с мыслями, в конечном итоге даёт возможность рассмотреть себя, как есть, понять иллюзорность того «я», которое мы так тщательно уберегаем от обид и страданий, собирая для них же причины этих страданий.

Так и Тонглен.

Совершенно естественным можно считать, что практиковать Тонглен действенно можно, но сначала разобравшись с источниками собственных страданий, твёрдо осознав их причины и свою ответственность за их возникновение.

Однако, истинная суть Тонглен (в моём понимании, конечно), это не только стремление уменьшения страданий живых существ, и, даже не принятие на себя страданий других через замещение, а полное растворение своего «я». Когда мы осуществляем практику Тонглен, мы совершенно перестаём думать о своём «я», как об обособленном объекте требующем ухода, защиты, подпитки энергиями, боящемся порчи и разрушения. Глубокое рассмотрение факта полного растворения «я», отсутствия «я» в практике даёт возможность, кроме этого, правильно понять факт, что страдания не имеют категорий, окраски, качественных отличий. Страдания одинаковы и у голодного, потерявшего еду, и у богача, потерявшего совсем не последнюю копейку, потому что страдания опираются на единые принципы и зависят исключительно от деятельности ума, от его растяжения во времени, рождающего мысли. Следующий вывод очевиден: нет заслуженных и незаслуженных страданий, нет страданий за добро и нет страданий от зла. Как это ни парадоксально покажется среднестатическому человеку сегодняшней цивилизации, но это так! Страдания не рождают добро, борьба со «злом» не искореняет страдания. Просто то, что человек считает злом — это ограниченное добро, за границы которого человек не может заглянуть. Можно много ещё говорить на эту тему, но я сейчас рассматриваю Тонглен. Следующим замечательным выводом становится понимание того, что все живые существа совершенны и имеют природу Будды, «враги», «обидчики», «тёмные» и «светлые», все! Да, в самой практике это описано, но вы попробуйте это понять, принять и вытащить из своего сердца в ограниченный ум.

Тогда многое становится на свои места. Мы начинаем догадываться о недвойственности мира, продолжая, правда, следить за кармой и ожидая пробуждения, просветления и перехода в нирвану.

День за днём осуществляя практику Тонглен, искренне и самоотверженно, при этом, посвящая, то есть, отдавая полученные заслуги бывшим врагам и обидчикам, всем живым существам и Буддам, лишаясь, вроде бы возможности побыстрее и покомфортнее достичь Нирваны, мы преобразуем своё понимание мира, а значит и своё сознание, свой образ мышления, своё эго. Конечно, натуры, имеющие избыточное эмоциональное напряжение, опирающееся на эго (эмоциональность обычно повышена у личностей, имеющих крепкие границы «я»), в какой-то момент получают внутренний конфликт, не совместимый с эмоциональной природой внешнего «я», после чего, либо преисполняются гордостью за свою помощь, прямо выраженной: «вот я помог» или косвенно: «рад, что исцелились/стало лучше», либо депрессией по поводу несущественности и бесполезности, так долго лелеяного своего «я», а стало быть всего сущего, которое всегда отождествляется или сопоставляется ими с этим «я». И это тоже работа с собой и над собой.

Используя Тонглен, как практику взращивания бодхичитты, попросту говоря, для очищения сердца от эгоистичных взглядов, мусора самости и мыслей о разделённом мире, мы начинаем понимать суть «Восьми строф о тренировке ума» (https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/klassicheskie-teksty/teks...). Нехитрое название и немного текста таят в себе глубину преобразования сознания, характера, жизненной позиции, мировоззрения, а так же понимания постулатов традиционных западных религий («кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» Мф. 5: 39).

Но это всё присказка, и для кого-то будет занимательной информацией, для кого-то нудным нравоучением "ниочём". А вот сказка о другом. Тонглен — это замещение. В чистой практике мы полностью замещаем человека с его проблемами и страданиями. Представьте, что мы не только ставим себя на его место и пытаемся почувствовать его страдания, но и действительно, заменяем все уровни его существования, принимая на себя боль, ужас, переживания, как эмоционально-ментальные, так и физиологические и тактильные! При этом оставаясь самим собой, перерабатывая не свои страдания, пропуская через сердце и не вовлекаясь в них. То есть, мы фактически не страдаем сами, как люди, мы обнаруживаем в себе другие чувства. Сострадание не имеет смысла со-страдания, а другой смысл, форму. Что мы испытываем при тонглене? Очевидно, что безразличия здесь нет. Искреннее желание забрать страдания, пережить его самому, дав человеку облегчение, для невовлекаемого в страдание, познавшего природу (причину) страдания, имеющему подготовленный ум, практикующему Тонглен, создает особое состояние нелёгкой работы над собой, рождающей радость освобождения живых существ от страдания. Это неопределяемое чувство и неописуемое состояние. Но это в чистом виде, когда эго не требует особого внимания. В реальности же, особенно в начале практики, возникают различные «побочные» эффекты, такие, как вовлечение в человека и его проблемы, дающие возможность «рассмотреть» образно или в неописываемых смыслах, а иногда, через эмоциональные состояния, внутреннюю суть динамичного тела жизни человека в пределах взаимообусловленности, конечно. То есть, мы становимся, по сути, экстрасенсами высшего уровня. Почему высшего? Потому что я говорю о теле жизни в целом, а не об органах или событиях, обычно рассматриваемых подавляющим количеством экстрасенсов нашей эпохи. В таком пограничном состоянии в практике Тонглен, когда мы выполняем функции Бодхисаттвы, не являясь им, проходя по лезвию бритвы, с одной стороны которого, мистика и мир ограничений, плоский мир ограниченных я, с другой стороны, кажущаяся размытость и несубъектность, зовущая в депрессию отсутствия цели в жизни, мы приобретаем объёмное мышление (это моя попытка выразить свойства сознания в вербальных ограниченных терминах), видение сути вещей, хотя бы с обусловленного уровня и приобретаем основу понимания вневременности, как таковой. Изучение этого состояния, не только весьма интересный процесс, но и практика, спонтанно приводящая к изменениям, ведущим к принятию недвойственности.

Если состояние самадхи, искусственно обозначенное, как некое достижение, имеет среди технологов осознанности пороговое значение в технологиях достижения нового качества мышления, то Тонглен, требующий однозначности принятия иной парадигмы мышления, и не «торкающий» без безвозвратного перехода в другой практически мир, обходится технологами стороной или проходится краем. Почему? Кому охота страдать вместо «заслужившего» страдания, при этом портить свою карму, загрязняя её чужими страданиями по «нечистым» поводам, да ещё лишаться полученных при этом заслуг? Если же не входить в эту практику так глубоко, то она превращается в эмоциональную мистификацию радости сердечного подвига и удовлетворению от выполненного долга «жалеть всех». Поэтому опыт глубокого выполнения практики Тонглен, к сожалению, мало изучен, как и любые, возникающие у человека состояния при его осуществлении. Если оттолкнуться от теории и хвалебных речей о состояниях этого опыта, то ощущения у практикующего, особенно в начале пути, могут возникать следующие.

1. При замещении человека собой возникает не зеркально отраженное состояние человека, в отношении которого проводится практика, а сумма (разность) того, что есть в практикующем и человеке, к которому обращена практика. Вряд ли это будет даже близко к внутреннему состоянию страдающего, по этим ощущениям вы можете и не почувствовать то, что чувствует человек один в один. Но вы довольно чётко выявите в себе ваши «тонкие» места, они отзовутся в вас особыми, возможно, не болезненными ощущениями. Вы внезапно поймёте, отчего так страдает человек, будучи до этого в полном непонимании, почему человек мучается там, где, по-вашему, нет проблемы. И это большой опыт и большой шаг в изучении и преобразовании себя. Возможно эти выводы приведут вас к внутреннему, смысловому состоянию понимания всеобусловленности и несамостности всего сущего.

2. Вы можете почувствовать одинаковую цену и ровность всех страданий и их источников. Но это без слов и анализа, как вкус, запах, понятный сразу, но не имеющий аналогов или опыта, не привязанный ни к каким известным доселе шаблонам.

3. В особом случае вы можете почувствовать отсутствие протяжённости и последовательности элементов событий и самих событий, связанных со страданиями, что не станет для вас удивительным, возможно, это состояние разовьётся в вас и вы увидите вневременность.

4. В вас исчезнет напрочь моральный и душевный подъём по поводу сделанного добра. Разве за то, что вы дышите, стоит гордиться? Хорошо бы, если действие «тонглен» постепенно станет необходимой частью жизни, как дыхание и стук сердца, незаметное, но составляющее основу жизни. Главное, что границы «я» растворяются, и вы ровно и спокойно отдаёте себя другим и так же ровно замечаете результаты этого действия. Чем ровнее это будет, тем больше будет результатов.

5. Вы можете начать слышать и чувствовать своё тело. Пока оно пытается говорить с вами на языке боли или, например, щекотки. Вы с удивлением обнаружите, что тело можно чувствовать отдельно в разных местах, причём локализованность этого процесса буде всё более полной.

Применяя практику, многое ещё можно заметить и выделить в себе на всех уровнях своего существования: границы тела, физиологии и чувств, эмоций, отношений, чувства временной связности и т.д. но я предоставлю это делать вам самим. Свой опыт — самый полный и лучший. Надо только начать и не бояться идти путём практики Тонглен.

Хотите получить бесплатное видео упражнения-теста по работе полушарий головного мозга?





Свежие материалы

Понедельник, 29 Октябрь, 2018 - 10:14

Многие считают наше присутствие на земле в этой жизни временным явлением, похожим на присутствие на вокзале, в тамбуре, переходе, в ожидании «лучшей» жизни, настоящей творческой судьбы, возможно, на неких счастливых... Read more

Четверг, 18 Октябрь, 2018 - 16:56

Это всего лишь работа с собственными ограничениями, попытка освободиться от них, не теряя их и, почувствовав вкус бесконечности, воспользоваться новым состоянием в ограниченном мире существующей матрицы «цивилизации... Read more

Вторник, 11 Сентябрь, 2018 - 14:30

Одной из сильнейших, глубоких и ведущих к удивительным результатам, в Буддизме является практика «Тонглен» (замещение... Read more

Четверг, 2 Август, 2018 - 14:05

В своих лайфхаках я буду давать не только простые практики для сиюминутного пользования, но и глубокие, малоизвестные упражнения и комплексы упражнений, не смотря на свою простоту, приводящие к серьёзным результатам в... Read more

Яндекс.Метрика